История
 
Страницы: 1 2 3 4 5

     Наконец, нужно сказать о больших поэтах - Ф.И. Тютчеве и А.К. Толстом. Тютчев, сверстник Бороздны, был введён в литературу всё тем же А.Ф. Мерзляковым, вместе с Бороздною состоял членом Общества любителей российской словесности, но в период активной поэтической жизни И. П. Бороздны находился за границей и «места немилые, хоть и родные», как он называл свой Овстуг, впервые навестил лишь в 1849 г. А.К. Толстой (1817-1875) вошёл в русскую поэзию в конце 1840-х годов, а на территории Брянщины (в Красном Роге) прочно поселился только в год кончины И. П. Бороздны.
     Таким образом, в наиболее активный четвертьвековой период своей литературной деятельности (1822-1847) Иван Петрович Бороздна был единственным заметным поэтом, жившим и творившим на территории Стародубья и всей будущей Брянской области. Это первейший, хотя бы в свою пору, поэт Брянщины, плоть от плоти своего края.
     Бороздны - один из двух наиболее древних и наиболее крупных землевладельческих родов Стародубья (второй аналогичный род - Рубцы). Происхождение Бороздён скрывается во мгле веков. Когда-то их огромные земельные владения прерывистой полосою тянулись от Мглина и Смолевич до Горска (древнее село на р. Снов, ныне на территории Ук­раины, а в начале XIX в. - в составе Новозыбковского уезда), то есть вдоль старинной дороги Чернигов-Стародуб. Уже в начале XVII в. эти владения считались двдичными. Они принадлежали Борозднам, считавшимся детьми боярскими ещё в период московского управления Стародубьем (1503-1618), что было подтверждено поляками, завладевшими краем по условиям Деулинского перемирия. Такие латифундии составлялись веками. Важнейшими центрами в этих землях были Горек и Медвёдово. Рубцы, в фамилии которых можно видеть прозвище владетелей домонгольского города Ропска - Ро(у)п(б)цы, также владели лоскутной латифундией вдоль той же дороги. Главными центрами в ней были Топаль (ныне называемая Великой) и, видимо, Ропск. Очевидно, Рубцы и Бороздны -древнейшие роды, восходящие к местной знати периода Сновской тысячи Великого княжества Черниговского ( XII в.), а, возможно, и древнее. Прозвище «Бороздна» может указывать на связь этого рода с периодом перехода от подсечного земледелия к пашенному, от бороны к сохе, к появлению борозды. Именно пашенное земледелие создало ту «прибавочную стоимость» (повысило урожайность, увеличило производительность труда земледельца), которую можно было изъять, и это исторически обусловило появление раннефеодальной знати в этом крае. В 1895 г. в с. Медвёдово был найден клад из 124 арабских серебряных дирхемов 896-982 гг.. Достаточно сказать, что на пути из варяг в греки в знаменитой Старой Ладоге, по сравнению с которой Новгород Великий - новый город, за все годы раскопок было найдено только 467 таких монет. Село Медвёдово уже в X в. было крупным центром и принадлежало, видимо, предкам Бороздён.
     Комиссия польского мечника Балтазара Стравинского, принимавшая в 1620 году Стародубье в состав Речи Посполитой, записала за сыновьями Ивана Бороздны Яковом, Дмитрием, Осипом и Владимиром их наследственные вотчины, но король Владислав IV грамотой 1625 г. подтвердил права не на все из них. (Медвёдово, не имевшее тогда церкви, было утверждено за Владимиром Ивановичем, который в 1629 г. завещал его брату Осипу). Прибывший в Стародубье шляхтич Мартин Фащ стал ещё более теснить Осипа Ивановича, пытался отобрать часть его имений по суду. Четырежды вызывали Осипа Бороздну в асессорский суд, но он не являлся. 30 марта 1648 г. король подписал декрет, по кото­рому Осип Иванович и сын его Лаврентий, «... как обыкновенному закону непослушные, со всех земель государства польских и из общества и товарищества людей честных приговорены к изгнанию, а денежный штраф, определённый судом, взыскать с их имений Горска, Плюсов и Куршановичей».
     Случилось так, что сия грозная бумага из Кракова прибыла в замочек Стародубовский одновременно с гонцом с юга, который сообщил, что казаки под предводительством вновь избранного гетмана Богдана Хмельницкого наголову разбили на речке Жёлтые Воды польское войско, Осип Бороздна решил, что это не он, русский сын боярский, а поляки с их асессорскими судами, мечниками и комиссарами должны быть изгнаны из товарищества честных людей, и решительно поддержал Хмельницкого, подняв свою челядную дружину и реестровых казаков Стародубья на изгнание оккупантов. Вспыхнула партизанская война, длившаяся с переменным успехом шесть лет. Сразу же после Переяславской рады казаки перебили остававшихся в крае поляков и навсегда присоединили Стародубье к Русскому государству.

Страницы: 1 2 3 4 5
 
Home page::О нас::История::Руководство::Производство::Контакты
     
Сайт управляется системой uCoz